Пост-рок. Рок после рока. Направление в музыке расплывчатое, впитавшее в себя элементы эмбиента, джаза, электроники, экспериментала и рока. Дать точное определение этому течению довольно сложно. Наиболее точное, на мой взгляд, дал собственно автор этого термина Саймон Рейнолдс (Simon Reynolds) в 123-м номере журнала The Wire. Он назвал пост-рок музыкой, «где используют рок-музыкальный набор инструментов не для рок-музыки, где используют гитары для тембра и музыкальной текстуры, а не для риффов и аккордов» («using rock instrumentation for non-rock purposes, using guitars as facilitators of timbres and textures rather than riffs and power chords»). Пост-рок — преимущественно инструментальная музыка. Медленный ритм, посторонние звуки, гитары, пианино, струнные, виброфон — вот джентельменский набор пост-рока. Серьезные потери понес вокал — как правило, он отсутствует. Ну а там где он сохранился, несет вспомогательную роль, лишь в качестве дополнения к музыке.
Пост-рок — это музыка, отношение к которой могло формируется только на предельно субъективном уровне. Конечно, про любую музыку можно сказать — нравится / не нравится. Но если для рок-музыки (будем все-таки с ней основные параллели проводить) имеет некоторое значение владение инструментом, то есть мастерство музыканта, вокальные данные, имидж и, конечно, тексты песен, то появление пост-рока взяло да и отменило всю эту шнягу. Решающим стало впечатление слушателя и его же соучастие в творчестве: слушая неконкретную и размазанную, как масло по сковородке в ожидании яичницы, музыку хотя бы тех же «Mogwai», можно было себе представить настолько богатый образный ряд, насколько хватало воображения. Соответственно, и движение в музыке могло принимать любое направление, музыканты в самой полной мере могли почувствовать себя творцами от начала и до конца своих возможностей. А слушатели сами выбирали наиболее адекватную музыку себе под настроение, а особо замороченные под мировоззрение.
Теперь немного о звучании пост-рока. Первая и основная мысль — отстраненность. Эта музыка «не здесь». Ей присуща расслабленность, плавность и медитативность, этим пост-рок близок к эмбиенту. Кроме того, ей свойственно медленно изменяться и возвращаться обратно. Рок-пафос ушел из этой музыки, но некоторые группы склонны к заменителю пафоса — эпическому размаху. Достигается он в основном симфонизмом и струнными аранжировками композиций.
Отцами пост-рока можно назвать несколько групп: Godspeed You! Black Emperor, Mogwai, Explosions In The Sky, Do Make Say Think.
Но сейчас я выложу кое-что другое.
Leech — The Stolen View [2007]
Artist: Leech
Album: The Stolen View
Year: 2007
Genre: post-rock
Tracklist
01. Silent State Optimizer
02. The Man With The Hammer
03. Ziipfe
04. Inspiral
05. I Was Reversed
06. Totem & Tabu
MP3 VBR(~200 kbs)
Для знакомства с пост-роком этот альбом — самое то. Да и вообще ценителям этого стиля должно понравится. Весьма и весьма интересный релиз в духе GIAA.
Трек для ознакомления The Man With The Hammer: скачать
Альбом целиком: скачать
Использована информация с сайтов podcast.ru, neformat.com.ua, indi.snc.ru