Вот немного инфы
Мы старались не быть популярными, популярность превращает группу в ужасное существо" Р.Смит
С 1976 года группа The Cure является одной из самых популярных и необычных групп, влияние которой на мир музыки (и уж особенно на русский рок) огромно. Ее звук уникален, в результате чего, трудно отнести ее стиль к какому-то строгому музыкальному направлению, будь то поп-рок, панк или альтернатива. Много лет являясь страстными поклонниками творчества The Cure, авторы настоящей истории постараются показать, как зарождалась эта группа, ее взлеты и падения, отношения внутри группы, как формировалась музыка, которую сложно спутать с какой-либо другой кроме The Cure. Авторы выражают огромную признательность г-же Armin H. Ausejo, которая любезно разрешила использовать при написании настоящей истории материалы из ее собственного труда Strange Attraction: A History of The Cure. Итак, перенесемся в 1972 год... В возрасте 6 лет Роберт Джеймс Смит (Robert James Smith) изучил гитарные аккорды под руководством своего старшего брата Ричарда.В 13 лет Роберт получает в подарок на Рождество от брата Ричарда свою первую электрогитару. Он сразу же принялся играть на ней, и, признаться, у него довольно неплохо получалось. Как заявил много позже Перри «Тедди» Бамонт (Perry «Teddy» Bamonte) (нынешний гитарист и клавишник The Cure): «Роберт никогда не тренируется игре на гитаре» (Guitar World Magazine, 6/96). Первая группа, в которой играл еще совсем юный Роберт Смит, была группа, созданная им и его братом Ричардом, сестрой Джанет и еще несколькими друзьями. Группа называлась The Crawley Goat Band. В школе Роберт сформировал новую группу, которая называлась просто The Band («Группа»). На вопрос, почему было выбрано именно такое название Роберт отвечал: «Мы были единственной группой в школе, поэтому особого названия придумывать не пришлось». В конце учебы Роберт со своими одноклассниками играл в группе под величественным названием The Obelisk. «Я играл на клавишных, Лол на ударниках, Майкл и Марк Чеканьо на гитарах, а парень по имени Алан Хилл — на басу. Играли мы отвратительно, но в любом случае, это же было лучше чем учиться.» — позже расскажет об этом Роберт Смит. Чтобы учеба в средней школе St. Wilfrid's в Кроули (Crawley, England) окончательно не разъела молодой мозг, Роберт с двумя друзьями — одноклассником Лоуренсом (Лолом) Андрю Толхёрстом (Laurence (Lol) Andrew Tolhurst) и Майклом Стивеном Демпси (Michael Stephen Dempsey), организовали рок-группу под названием 'Goat Band', которая просуществовала под этим названием недолго. В 1976 году трио назвалось Malice и дало несколько концертов в London's Marquee Club и St. Edwards Church Hall в Кроули. Группа исполняла песни Джимми Хендрикса (Jimi Hendrix), Дэвида Боуи (David Bowie), Алекса Харви (Alex Harvey). Поначалу Роберт избегал солирования, поскольку считал, что не обладает необходимыми вокальными данными, и вокалом в Malice занимался один из двух приглашенных братьев Чеканьо, Роберт же играл на гитаре, Лол — ударник, Майкл — бас. Вскоре два брата покинули группу, и Malice остались втроем. Роберта исключили из школы, и группа сменила название на Easy Cure по названию песни, написанной Лолом. Они начали писать уже собственную музыку и, после того как в группу в качестве гитариста взяли Пола (Порла) Стивена Томпсона (Paul (Porl) Stephen Thompson) и в качестве вокалиста Питера О'Тула (Peter O'Tool) — страстного почитателя творчества Дэвида Боуи, Easy Cure записали свою первую демо-кассету, чтобы отправить ее на конкурс молодых талантов, который организовывала немецкая звукозаписывающая компания Hansa Records. В мае 1977 года Easy Cure выигрывают этот конкурс, и им предлагают контракт на 1000 фунтов стерлингов. Все деньги были потрачены только на инструменты. В это же время Easy Cure играют небольшие концерты в Кроули, Питер покидает группу, и вокалом в Easy Cure с явной неохотой пришлось заниматься Роберту. Спустя некоторое время, в октябре 1977 года Easy Cure записали в лондонской SAV Studio демо-версии десяти песен, но ни одна из них так и не подошла немецкой Hansa Records. Группа настаивала на том, чтобы их первым синглом была Killing An Arab, песня, навеянная романом Альбера Камю «Посторонний». Однако эта песня, равно как и другие, совершенно не понравились звукозаписывающей компании, и она разрывает контракт. Причина была в том, что, как позже скажет об этом Роберт, «они хотели, чтобы мы записывали поп-мелодии типа »Я защищал закон«. Группа находится без контракта и без работы. Лол устраивается на работу в химическую лабораторию, Майкл — в больницу. Помыслы Роберта об успехе не покидают его. Вскоре Роберт решает сократить название группы до The Cure, и группа, теперь уже с новым названием, записывает в Chestnut Studio в Сассексе демо-версии Boys Don't Cry, Fire in Cairo, It's Not You и 10.15 Saturday Night. The Cure рассылают записи ведущим звукозаписывающим компаниям Англии в надежде, что хоть какая-нибудь из них даст им шанс проявить себя. Ни одна из компаний не заинтересовалась записями The Cure, за исключением Polydor A&R, где в то время работал Крис Перри (Chris Parry). Крис был просто ошеломлен песней Killing An Arab, которую он помог залицензировать и выпустить на маленькой звукозаписывающей фирме Small Wonder в декабре 1978 года.У компании Polydor A&R уже были подписаны контракты с такими группами как The Jam, Siouxsie & The Banshees и Крис Перри, после посещения концерта The Cure, предложил им выпуститься на Polydor. Однако, вскоре Крис Перри уходит из компании Polydor A&R с тем, чтобы создать свою собственную звукозаписывающую фирму Fiction Records. Сразу же после открытия студии Крис предлагает The Cure перейти к нему, и с тех пор началось многолетнее тесное сотрудничество и плодотворная работа группы с Fiction. В сентябре 1978 года группа подписывает шестимесячный контракт с Fiction Records и после ряда совместных концертов с UK Subs, Wire и Generation X The Cure выпускает в феврале 1979 года свой первый сингл, в который вошли перезаписанный заново Killing an Arab и 10.15 Saturday Night. Первый релиз The Cure получает неплохую критику, однако многие, не зная истинного смысла и происхождения песни Killing An Arab, называют ее расистской, анти-арабской песней — ярлык, который еще долго будет преследовать The Cure. После многочисленных выступлений и записей, в том числе и первого John Peel Session на BBC, в мае 1979 г. выходит дебютный альбом The Cure Three Imaginary Boys. Роберт Смит исполняет на этом альбоме все песни, за исключением версии песни Джимми Хендрикса Foxy Lady, которую исполнил Майкл Демпси. Foxy Lady — это единственная песня The Cure, на которой солирует не Роберт. На обложке альбома были изображены только торшер, холодильник и пылесос. Это была задумка Криса Перри, который тем самым выразил свою следующую мысль: »Группа из тихой глубинки без имиджа, но с сильной музыкой« (»Melody Maker«). В июне месяце The Cure выпускает свой второй сингл, в который вошли Boys Don't Cry и Jumping Someone Else's Train. Однако он не имел такого успеха, как первый сингл. В это же время Роберт Смит в сотрудничестве с Саймоном Джонатаном Гэллапом (Simon Jonathan Gallup), который играл в группе Lockjaw, участвует в записи на созданной им собственной звукозаписывающей фирме Dance Fools Dance в проекте Cult Hero. Однажды на одном из концертов Роберт столкнулся со Стивеном Северином (Steven Severin), басистом культовой в то время группы Siouxsie and The Banshees. Стив предложил The Cure присоединиться к открывающемуся туру S&TB по Британии. Роберт согласился. Перед концертом в Абердине из S&TB ушли гитарист и ударник. На концертах приходилось The Cure играть сначала в составе S&TB, а уж потом и самостоятельно. Вскоре S&TB нашли все же ударника по имени Баджи (Budgie), а Роберту предложили присоединиться к ним в качестве гитариста с условием, что The Cure во время тура S&TB будут играть »на разогреве«. В то время как Роберт играл и в составе S&TB, и, собственно, The Cure, его популярность постепенно возрастала. Совместный союз с S&TB проявился и в записывающей деятельности The Cure. На сингле Jumping Someone Else's Train/I'm Cold Сюзи Сью подпевает на I'm Cold. После выпуска этого сингла из состава The Cure в декабре 1979 года уходит Майкл Демпси, обнаружив свои разногласия с направлением музыкального творчества Роберта. Сподвижник Роберта еще по Cult Hero Саймон Гэллап был незамедлительно приглашен в группу в качестве басиста, а на место клавишника в группу пришел Мэтью Эйден Хартли (Matthieu Aiden Hartley). В таком составе The Cure закончили тур и в начале 1980 года вернулись в студию. Seventeen Seconds мне лично очень дорог, поскольку именно тогда я понял и почувствовал, что The Cure действительно начали — мы были самостоятельны, и все обстояло именно так, как я хотел» — Роберт Смит Cure News #19 Записав свой второй альбом Seventeen Seconds и отыграв несколько концертов в рамках проекта Cult Hero, The Cure выпускают сингл A Forest/Another Journey by Train (он, кстати, оказался единственным с этого альбома). Этот сингл занимает седьмое место в чартах Великобритании и становится первым синглом The Cure, попавшим в десятку лучших. The Cure были приглашены на шоу Top of the Pops, однако шоу прошло отвратительно, поскольку ведущий забыл даже название группы. Выпущенный весной 1980 года альбом Seventeen Seconds вызвал много критики из-за своего слишком мрачного звука. И тем не менее он поднимается на 20 позицию в списке наиболее популярных альбомов Великобритании (UK Albums Chart). В то же время The Cure отправились в очередной евротур, во время которого их арестовывали в Германии, Голландии, Новой Зеландии и Австралии за их некоторые безобидные шалости и мелкие хулиганские выходки. Так, например, в Голландии в городе Роттердаме они купались в общественном месте (в фонтане) абсолютно обнаженными, за что и были арестованы местной полицией. В Австралии от мрачной суицидальной музыки The Cure у Мэтью Хартли совсем съезжает крыша, и он уходит из группы. The Cure снова становится трио. Вскоре после тура по Австралии The Cure записывают в студии материал для нового альбома. Продюсер третьего альбома The Cure описал его как «содержащий песни, от которых хочется сунуть голову в петлю» (Melody Maker), в то время как Крис Перри заверял, что это будет «великолепный, самый современный и стильный из альбомов» (Melody Maker). «Однажды я понял, что совершенно ни во что не верю и мне ужасно страшно» — Роберт Смит, Melody Maker's History of The Cure В мае 1981 года The Cure выпускают сингл Primary/Descent, обложку для которого оформляла студия графического дизайна Порла Томпсона Parched Art. В это время выходит в свет и третий альбом The Cure Faith, темный и депрессивный звук которого был отвергнут большинством критиков, однако, по признанию Роберта, именно этого ему и хотелось. Seventeen Seconds тоже был мрачный, однако именно после Faith многие стали называть The Cure «крестными отцами готической музыки». И тем не менее, этот альбом поднялся до 14 позиции в списке наиболее популярных альбомов Великобритании (UK Albums Chart). Тур Picture в поддержку их нового альбома был очень эмоциональным. Роберт Смит постоянно уходил со сцены плачущим после исполнения песен с их альбома. Свидетели описывают, что это были даже не концерты, а некая религиозная церемония, особенно, учитывая то, что вместо группы разогрева, зрителям демонстрировали фильм Carnage Visors, который снял брат Саймона Рик. Саундтрек к этому фильму был написан The Cure. Его можно найти на b-side кассетной версии альбома Faith. Тур Picture был наверное худшим для группы, сопровождался постоянными драками со зрителями и агрессивно настроенной толпой. The Cure возвратились в Англию осенью 1981 года и записали сингл Charlotte Sometimes/Splintered in Her Head, который, правда, в чартах не закрепился, однако группа приобрела опыт съемки видеоклипов. «Я просто не могу вспомнить, где я был и что я делал... Я потерял полностью связь с действительностью и не понимал, что реально, а что нет... Это продолжалось несколько месяцев...» — Роберт Смит, Melody Maker's History of The Cure После очередного тура по Англии в ноябре месяце, группа приступила к студийной записи очередного альбома. Постоянно употребляя вместе со Стивеном Северином различные наркотики, Роберт Смит намеревался создать альбом, отличный от Faith. Однако, в силу прогрессировавшего состояния истерии вместо депрессивного и грустного, звук следующего альбома Pornography стал агрессивным и злым. Роберт Смит как-то сказал, что первая строка песни 100 Years «it doesn't matter if we all die» («неважно, что все мы сдохнем») дает представление о том, что пришлось испытать группе во время записи этого альбома. Роберт стал настоящим диктатором, не терпящим критики со стороны Лола и Саймона, а постоянное употребление наркотиков привело к тому, что он провел несчетное количество ночей на полу в студии Fiction Records. Альбом вышел в свет в мае 1982 года, был и депрессивным, и агрессивным одновременно. Между тем, единству группы пришел конец. Однажды после драки с Робертом во время турне в Брюсселе о своем уходе из группы заявил Саймон. После окончания тура он ушел из группы, но, несмотря на это, The Cure записывает сингл, сразу же ставший коллекционной редкостью — The Hanging Garden/Killing An Arab (live). «Я чувствовал себя потерянным во времени. Мне не нужна была группа, я жил черт знает где, ночевал постоянно на полу у Стивена Северина» — Роберт Смит, Cure News #19 В этот период Роберт и Лол решают сделать небольшой перерыв, и можно сказать, что в этот период от группы осталось только название. Роберт со своей невестой Мэри Поул (Mary Pole) уезжают на отдых в Уэльс в надежде исцелиться от обуревавшего его нервного психического состояния, а Лол едет на континент, чтобы приобрести навыки игры на клавишных. Чуть позже Роберт и Стив Северин записывают для журнала FlexiPop сингл Lament, причем он выходит, как сингл группы The Cure. Лол возвращается из Европы в октябре, и переживающий за судьбу группы Крис Перри уговоривает Лола и Роберта записать новый сингл, причем отличный от депрессивного Pornography. Таким образом, в свет выходит сингл Let's Go To Bed/Just One Kiss, где Лол играет уже на клавишных, а в качестве ударника был приглашен Стив Гоулдин (Steve Goulding) из группы Wreckless Eric. Роберту все это очень не нравится, поскольку он считает, что тем самым он предает поклонников группы. Он даже хотел выпустить его под псевдонимом Recur, однако Крис Перри заявил группе, что если из сингла не выйдет хит, то они вправе разорвать контракт с Fiction. В чартах сингл занимает 44-е место, успех приобретает и видео на Let's Go To Bed, который снимает Тим Поуп (Tim Pope). Именно с этого клипа и начинается долгосрочное сотрудничество группы с этим режиссером. Между тем S&TB начали новый тур и пригласили Роберта в качестве гитариста. Роберт участвует в концертах группы, и вскоре после окончания тура Роберт Смит и Стивен Северин участвуют в совместном проекте The Glove. Музыканты приглашают солировать некую Джанет Лэндрэй (Jeanette Landray), и в течение трех дней записывают пятнадцать песен для альбома Blue Sunshine, который выходит на лейбле S&TB Wonderland. В рамках проекта было выпущено и два сингла: Like An Animal и Punish Me With Kisses. Музыкантов группы The Cure, потерянных и погрязших в кислотных возлияниях и в съемках фильмов, приглашают сыграть две песни на BBC's Oxford Road Show. Для этого в The Cure приглашаются ударник Энди Андерсон (Clifford (Andy) Leon Anderson) и басист из SPK Дерек Томпсон (Derek Thompson). Группа представляет «живые» версии песен One Hundred Years и Pornography, после чего Роберт заявил, что не даст так просто развалиться группе, и, прекратив употребление наркотиков, приступает к записи нового сингла. The Walk/The Dream вышел в июле 1983 года и достиг в чартах 12-го места. После этого группа активно работает: вместе с Энди Андерсоном и новым басистом Филом Торнелли (Phil Thornalley) отыгрывается множество концертов, а во Франции записывается сингл The Lovecats/Speak My Language, занявший в итоге седьмое чартовое место, и выпускается альбом The Glove Blue Sunshine, Роберт вместе с S&TB записывают версию песни The Beatles Dear Prudence, Роберт принимает участие в записи двойного альбома S&TB Nocturne и его видеоверсии. Наконец, в конце года The Cure выпускают альбом Japanese Whispers, в который входит материал из синглов, выпущенных за последний год, а также некоторые b-sides. Всем кажется, что группа ожила, однако 1984 год был не менее экстремальным и переполненным наркотиками и алкоголем. В 1984 год Роберт Смит входит, участвуя одновременно в нескольких проектах, на которые у него уже не хватает ни физических, ни душевных сил. Запись нового альбома S&TB Hyena, выпуск нового альбома The Cure, участие в записи сингла Тима Поупа 'I Want To Be A Tree' — все это приводит к очередному наркотическому срыву, также связанному и с кризисом «среднего возраста» Роберта. К группе вновь присоединяется Порл Томпсон — в записи The Top он играет на саксофоне. Вообще, в The Top находит отражение разочарование и наркотическая зависимость Роберта. Роберт Смит сам называет этот альбом худшим альбомом группы. И тем не менее этот альбом занял 10 позицию в списке наиболее популярных альбомов Великобритании (UK Albums Chart). После выпуска альбома The Cure отправляются в тур с S&TB по Европе, причем Роберт по прежнему играет в двух группах. Он понимает, что не может уже одновременно участвовать в обоих проектах, и на основании рекомендации, данной ему его лечащим врачом-психотерапевтом, выходит из состава S&TB. В это же время он подбирает материал для двух альбомов Concert и Curiosity, куда вошли различные записи из личной коллекции Смита. The Cure отправляются в мировое турне, которое открывается в Новой Зеландии. Все было нормально, пока в Японии пьяный в хлам Энди не устроил драку с членами группы и служащими отеля. Поскольку это было уже не впервые, Роберт Смит решил расстаться с чернокожим барабанщиком. Фил Торнелли связался с ударником Psychedelic Furs Винсом Элайем (Vince Ely), однако он пробыл в группе всего две недели, разучив только основные партии песен The Cure. В Америку группа отправляется уже без ударника. И там тот же Фил связывается с экс-барабанщиком Thompson Twins Борисом Уильямсом (Boris Peter Bransby-Williams). Он всем понравился, быстро выучил свои партии, и турне группа закончила с новым ударником. С момента возращения группы в Англию, для группы The Cure в обновленном составе наступает новая эра. Борис становится полноправным членом группы. Фил, желая начать сольную карьеру, покидает группу, что дает Роберту основание вновь пригласить в группу Саймона Гэллапа. В начале 1985 года группа уходит в студию для записи нового альбома. Поскольку в качестве «допинга» в студии допускается только выпивка (вино), то запись проходит нормально и без особых экцессов, однако Лол иногда выпадал из общего настроя группы от перебора спиртного. В июле выходит новый сингл Inbetween Days/The Exploding Boy, занявший 15-е место в чартах. The Cure тут же отправляются в тур, и в Афинах их ждет потрясающий успех. Месяц спустя, выходит их альбом The Head On The Door, и группа впервые выступает на стадионе Уэмбли, Лондон. В сентябре выходит очередной сингл Close To Me/A Man Inside My Mouth, а группа в это время отправляется в Америку, где выступает в переполненном New York Radio City Music Hall. В это время истекает срок действия контракта с Fiction, и Роберт Смит решает выпустить сборник синглов, который выходит в 1986 году под названием Standing On A Beach. На виниле выходят собственно синглы, а кассетная версия включает еще и b-sides. Также выходит видеофильм Staring At The Sea и компакт-диск с таким же названием. Сборник содержал ставшую уже традиционной пометку, что Killing An Arab не является расистской композицией. The Cure перезаписывают Boys Don't Cry, и, в отличие от первого релиза, сингл имеет оглушительный успех и занимает 22-е место в чарте. В конце 1986 года перед туром по Испании и Франции Роберт Смит решает коротко постричься, чем немало шокирует фанатов. В это же время The Cure записывают свой первый полнометражный концертный видеофильм The Cure in Orange во время концерта в г. Оранже на юге Франции. В начале 1987 года в группу приходит старый приятель Бориса Виллиямса Роджер О'Доннел (Roger O'Donnell) из Psychedelic Furs. Он дополнил игру Лола Толхерста на клавишных, так как Лол, уже серьезно больной алкоголизмом, перестал в одиночку справляться с игрой на клавишных. Подписав в это же время новый контракт с Polydor и Fiction, The Cure отправляются в Миравал, в студию среди виноградников на юге Франции. Роберт Смит рассказывал об этом периоде в интервью Eastcost Rocket следующее: «Это была нереальная ситуация — 10 недель мы жили полностью отрезанными от внешнего мира, не было ни телевидения, ни транспорта. Еду же нам доставляли каждое утро на маленьком фургончике». Группа записывала по одной песне в день, и затем, выбравшись из «заточения» вместе с Дейвом Алленом сделала сведение на Багамах нового альбома Kiss Me Kiss Me Kiss Me, который был выпущен в апреле 1987 года. Альбом был самой успешной работой группы на тот момент, и уже во время тура по США в июне месяце, The Cure выпускают сингл Catch/Breathe. Во время европейского турне, The Cure выпускают очередной сингл с альбома Just Like Heaven/Snow In Summer, который по признанию многих, в том числе и самого Роберта Смита, явил свету «самую лучшую поп-композицию The Cure». В декабре 1987 выходит последний сингл альбома Hot!Hot!Hot!. Также выходит запись 1978 года John Peel Session. Весь 1988 год группа посвящает подведению итогов прошедшего тура и определению дальнейших путей собственного развития. «Спасибо большое, спокойной ночи... я больше вас никогда не увижу» — Роберт Смит после исполнения Forever на заключительном концерте Prayer Tour, 23.09.1989 1988 год ознаменовал новый период в творчестве Роберта Смита и, естественно, The Cure. 13 августа Роберт женился на своей давней возлюбленной Мэри Поул (Mary Pole). В качестве свадебного подарка Роберт написал для нее песню Lovesong, которая впоследствии вошла в их следующий альбом. Роберт потом не раз вспоминал день бракосочетания, как один из самых счастливых дней в его жизни. Группа вернулась в студию в декабре 1988 года вместе с Роджером О'Доннелом в качестве официального участника коллектива. Вынужденный дневать и ночевать в студии, Роберт захватил с собой все свои черновики с текстами песен для нового альбома. Вспыхнувший из-за короткого замыкания в обогревателе пожар едва не уничтожил все его творения. Участникам группы и продюсеру Дейву Аллену (Dave Allen), обмотавшимся мокрыми полотенцами и организовавшим «живую» цепь в комнату Роберта, удалось спасти рукописи. Этот инцидент вполне может символизировать атмосферу, в которой записывался альбом. По окончании работы в студии, весной 1989 года стало ясно, что и звучание, и тексты песен альбома — это возвращение к мрачным временам начала 80-х. Все это стало во многом возможно благодаря приходу Роджера, который был проaессиональным клавишником, значительно разнообразившим и обогатившим доселе «скудное» звучание группы. Это позволило Порлу, писавшему до этого и партии клавишных, и гитарные партии, сконцентрироваться только на гитарных партиях, а Роберту — исключительно на сочинительстве и пении. Ну и конечно же нельзя обойти вниманием тот факт, что в апреле Роберту исполнилось 30 лет. Лол Толхерст приходил в студию лишь время от времени, в основном, чтобы раздобыть немного денег, и практически не принимал участия в записи диска. Его вклад в создание Disintegration оценивается скромной пометкой «Прочие инструменты» на обложке альбома. В конце концов, сделав над собой неимоверное усилие, Роберт выгнал Лоуренса из группы, положив конец их многолетней дружбе. Причиной тому было все то же беспробудное пьянство Лола и неспособность адекватно оценивать рельный ход событий в группе. Этот инцидент также повлиял на общий настой альбома и его звучание. В апреле 1989 года The Cure выпускают первые два сингла с нового альбома: Lullaby/Babble и Fascination Street/Babble (только в США). Оба сингла становятся хитами, и месяц спустя выходит диск Disintegration. Еще месяц спустя группа начинает легендарный Prayer Tour, собирая аншлаги сначала в Западной Европе, а потом и в странах коммунистического блока. Тем временем, следующий сингл Lovesong/2Late достигает второй строчки в американских чартах, и The Cure после некоторого перерыва отправляются на пароходе QE2 в США, пытаясь тем самым избежать неприятных для Роберта последствий авиаперелетов. Концерты собирают полные стадионы. Наибольшая аудитория встречала группу в Лос-Анджелесе на стадионе Dodger's. Еще до этого тура ходили слухи о том, что это будут их прощальные гастроли. На заключительном концерте Prayer Tour в Мэнсфилде, штат Массачусетс, последними словами, которые произнес Роберт, покидая сцену, были: «Мы больше не увидимся». По возвращении в Англию, группа «уходит в подполье», и согласно всем ожиданиям, на этом история The Cure должна была бы закончиться. Однако после 6 месяцев изоляции (за исключением разве что только промо-сингла Pictures Of You), The Cure всплывают в июне 1990 года на фестивале в Гластонбери. Роджера О'Доннелла, покинувшего коллектив после турне по США из-за разногласий с Саймоном и Борисом, заменил на клавишных давний всеобщий знакомый Перри Бамонт (Perry «Teddy» Bamonte), который до этого времени входил в группу технической поддержки гастрольных туров The Cure и отвечал за состояние и настройку гитар. Концерт в Гластонбери был прерван из-за инцидента с одним из фанатов, который был чуть ли не раздавлен толпой и попал в больницу. Посетив еще несколько европейских фестивалей, группа вернулась назад в Англию, чтобы запустить в эфир собственную пиратскую радиостанцию Cure FM. Первый блин вышел комом из-за технических неполадок. Зато следующая попытка, предпринятая в ночь с 31 августа на 1 сентября 1990 года, была намного удачнее. В течение четырех часов Смит вместе со специально приглашенными из США ди-джеями ставил песни с нового альбома ремиксов, пластинки своих любимых исполнителей, брал интервью у других членов группы и рассказывал анекдоты. Трансляция завершилась самой горячей новинкой — синглом Never Enough/Harold And Joe, который появился в продаже лишь спустя две с половиной недели. Еще один сингл Close To Me (closer mix) вышел в октябре 1990 года. Идею сделать новый альбом танцевальным высказал Роджер, еще находясь в составе группы, но Смит сразу отверг ее, решив выпустить альбом с ремиксами старых песен. Диск, получивший название Mixed Up, вышел в ноябре 1990 года, и его танцевальное звучание покоробило многих давних поклонников творчества группы, даже несмотря на то, что сам Роберт попросил прослушать его хотя бы пару раз, а не сразу ставить на полку. Для того, чтобы ремикшировать песню A Forest, ее пришлось записывать заново, так как Крис Перри по-случайности уничтожил мастер-копию альбома Seventeeen Seconds, которая к тому же включала в себя несколько невыпущенных треков. Он положил кассету на стиральную машину, в результате чего лента под воздействием магнитного поля мотора полностью размагнитилась. В январе следующего года The Cure стали хэдлайнерами Great British Music Weekend, затем дали изумительный акустический концерт в рамках программы MTV Unplugged, а также получили звание Лучшей Группы Великобритании на церемонии Brit Awards в феврале 1991. Пару месяцев спустя в марте 1991 Fiction выпускает концертный альбом Entreat, промо-релиз которого годом ранее распространялся бесплатно при покупке двух или более альбомов The Cure. Диск включал в себя концертные версии восьми песен с альбома Disintegration, записанных на концерте на стадионе Уэмбли в рамках Prayer Tour. Эта промо-версия альбома сразу стала раритетом среди коллекционеров и перепродавалась по сумасшедшим ценам. В связи с этим Fiction и выпустила официальный релиз, а весь сбор от него был направлен на благотворительные цели. В июле этого же года был выпущен сборник клипов Picture Show, а в ноябре вышел фильм Play Out, описывающий несколько дней из жизни группы. В него вошли редкие интервью, фрагменты выступлений The Cure на «секретном концерте» в лондонском клубе Town&Country II, в рамках концерта на стадионе Уэмбли, Jonathan Ross Show, MTV Unplugged и церемонии Brit Awards 1991. «Люди по-другому относятся к тому, чем мы занимаемся, считая это издевательством, а не состоянием искреннего и неподдельного счастья, которое мы испытывали, записывая Friday I'm In Love.» — Роберт Смит, Melody Maker 3-7-92 В промежутке между выходами этих двух видеосборников The Cure сидели в студии, где начали работу над следующим альбомом, носившим рабочее название Higher. Новый альбом имел отличное от Disintegration звучание в основном из-за того, что Перри Бамонт участвовал в записи как клавишных, так и гитарных партий. Уже в студии Роберт получил меморандум от Лола Толхерста, в котором сообщалось о его намерении потребовать от Роберта выплаты ему авторских гонораров, как бывшему члену группы. В ответ Роберт затеял судебный процесс. Спустя пять месяцев и 33 песни в марте 1992 года вышел первый сингл High/This Twilight Garden. Заглавная композиция и изумительная обратная сторона сингла идеально предшествовали выходу нового альбома, который появился в продаже в апреле. Известный большинству, как самый гитарный альбом группы, Wish стал самым продаваемым альбомом в истории The Cure, достигнув первого места в чартах Великобритании и став вторым в чартах США. В мае 1992 года был выпущен сингл Friday I'm In Love/Halo, самый раскрученный в России хит группы. Он сразу снискал дурную репутацию среди многих поклонников группы со стажем, которые этот сингл, да и альбом целиком, расценили как предательство. Вслед за выходом альбома началось грандиозное мировое турне группы, стартовавшее в США. Затем последовал первый за последние восемь лет перелет группы в Австралию. На нескольких концертах европейской части тура Саймона Гэллапа, госпитализированного с диагнозом плеврит, подменял на басу Роберто Суав (Roberto Suave). Тираж третьего и последнего сингла с альбома A Letter To Elise/The Big Hand распространялся только в некоторых странах и расходился стремительно, тут же став одним из раритетов. Спустя год, в 1993 году The Cure выпустили свой второй полнометражный фильм-концерт Show и концертный альбом, записанные во время двух концертов в Auburn Hills, штат Мичиган. В октябре 1993 года вышел еще один «живой» альбом Paris, записанный в октябре 1992 года в парижском Le Zenith. В этом же году The Cure записали песню Burn, вошедшую позднее в саундтрек к фильму «Ворон» (The Crow). 1993 год ознаменовал собою начало нового этапа в жизни группы. В июне, желая больше времени уделять семье, а также из-за выступлений с легендарными Джимми Пейджем и Робертом Плантом (Jimmy Page & Robert Plant), группу покинул Порл Томпсон. Тем не менее близкие отношения между ним и Робертом сохранились, ведь Порл женился на его сестре Джанет (Janet Smith). Уже без Порла группа выступила на фестивале Great Xpectations Show в London's Finsbury Park под эгидой радиостанции XFM. 1994 год был достаточно трудным для группы. Длительные судебные разбирательства, затеянные Лолом Толхерстом, наконец-то окончились решением Верховного Суда Великобритании в пользу истца — Роберта Смита и Fiction Records. Также Суд запретил какой бы то ни было контакт между Толхерстом и Смитом. На официальном сайте группы Лол в данное время помещен в импровизированную подземную темницу. Однако, вскоре после этого о своем уходе заявил Борис Вильямс. Он покинул группу и вместе со своей подругой Кэролайн Кроули (Caroline Crowley, экс— Shelleyan Orphan) организовал свой сольный проект под названием Babacar. В октябре 1994 года Fiction Records балует коллекционеров еще одним редким изданием — четыре инструментальные композиции, записанные во время работы в студии над альбомом Wish, вошли в выпущенную ограниченным тиражом кассету Lost Wishes, которая распространялась непосредственно через офис фирмы. После ухода из группы Порла и Бориса The Cure остались без барабанщика и лидер-гитариста. Оставшиеся участники группы поместили рекламное объявление в журнал Melody Maker, текст которого в русском переводе выглядел примерно так: «Очень известная группа ищет барабанщика, металлистов просим не беспокоить нас» («...famous group requires drummer — no metal heads...» в оригинале). Откликнувшихся на объявление оставляли в одиночестве в комнате, в которой они должны были сыграть пару песен, которые репетировали Роберт, Саймон и Перри, при этом весь процесс снимался на камеру. Приходящие музыканты не имели личного контакта с группой до тех пор, пока кто-то из них не приглашался на официальную аудиенцию. После просмотра более десятка разноплановых барабанщиков, весной 1995 года официальным членом группы был объявлен Джейсон Купер (Jason Cooper), который ко всеобщему удивлению группы оказался заядлым поклонником The Cure. Приблизительно в то же время в группу возвращается Роджер О'Доннел. Он наконец наладил отношения с Саймоном и, осознав, что его проблемы в 1989 году не стоили того, чтобы покидать The Cure, снова занял место клавишника в группе. Перри Бамонт, в свою очередь, взялся за гитары. Со следующего года поклонники увидели новый состав в действии. Группа играла в основном на фестивалях. Во время исполнения End на июньском фестивале в Гластонбери, к ним присоединился Порл, который, как и в былые времена, отыграл партию гитары в этой песне. На протяжении всего 1995 года The Cure продолжали работу над новым альбомом, некоторые песни из которого уже начали проходить «обкатку» на концертах. Группа также записала песню Dredd Song для звуковой дорожки к фильму «Судья Дредд» (Judge Dredd) и кавер-версию хита Дэвида Боуи (David Bowie) Young Americans для сборника, выпущенного позднее радиостанцией XFM. Поклонники группы с нетерпением ожидали выхода нового альбома. «Я думал, что все может закончиться после альбома Wish, так как в этом составе мы были вместе очень долго, и я не видел дальнейших путей развития. Но я рад, развалу, потому что это означает, что все изменилось. Мы фактически вернулись к панковской культуре — теперь мы все делаем сами», —Роберт Смит, Dot 22-04-1996 Долгие четыре года ожидания подошли к концу, и The Cure выпустили свой восемнадцатый альбом. Роберт больше не был жестоким диктатором во всем, что касалось музыки. Это был своего рода эксперимент: каждый участник группы вносил одинаковый вклад в создание альбома. Поэтому новый диск можно назвать самой коллективной работой The Cure за всю их историю. Часть материала с нового альбома уже была представлена слушателям во время фестивального тура 1995 года, а в апреле 1996 года вышел первый сингл с будущего альбома The 13th/Adonais/It Used to Be Me/Ocean (в двух версиях: с красной и синей обложками). Запускать песню The 13th (первоначально имевшую название Two-Chord Cool) в качестве пилотного сингла из-за ее выраженного латиноамериканского звучания было довольно рискованно. Песня была совершенно не в стиле The Cure, а ее жизнерадостность была холодно воспринята давними поклонниками группы. В мае 1996 вышел диск Wild Mood Swings, но он был весьма прохладно встречен британской музыкальной прессой. Коммерческий успех альбома был тоже весьма скромным: новая работа достигла только восьмого места в чартах Великобритании, а в США даже не попала в десятку лучших. Большинство фанатов группы ненавидят этот альбом. Однако, он привлек много новых лиц в стройные ряды поклонников группы. Тем временем, The Cure снова отправились в мировое турне. Во время гастролей в США группа впервые приняла участие в двух прямых телевизионных трансляциях своего выступления по америкаской кабельной телесети: Saturday Night Live, Late Show с Дэвидом Леттерманом (David Letterman) и Late Night с Конаном О'Брайаном (Conan O'Brien). Одновременно в радиораскрутке появился сингл Mint Car/Home/A Pink Dream/Waiting— «брат-близнец» песни Friday I'm In Love из предыдущего альбома Wish. Отыграв первую часть европейского тура, The Cure выпустили сингл Strange Attraction, а по окончании тура еще один — Gone!. В декабре 1996 года был открыт официальный сайт группы в сети Интернет. Вплоть до июня 1997 года от The Cure не было вестей, зато потом был выпущен мини-альбом Five Swing Live, распространявшийся только через официальный сайт группы в Интернете. Причем The Cure сделали это первыми!!! В компакт-диск вошло пять песен, записанных на концертах группы в рамках Swing Tour. Тираж альбома был ограничен: было напечатано всего 5,000 копий. В январе 1997 года Роберт был одним из немногих артистов (помимо Лу Рида (Lou Reed), Фрэнка Блэка (Frank Black), Foo Fighters и Билли Коргана (Billy Corgan) из Smashed Pumpkins), приглашенных выступить вместе с Дэвидом Боуи (David Bowie) на празднике, устроенном в честь его 50-летия в Madison Square Garden. После праздничного вечера Боуи предложил Роберту выступить дуэтом и исполнить акустическую версию классики 70-х «Quicksand». Некоторое время спустя группа получает приглашение от режиссера Майка Лейга (Mike Leigh) принять участие в съемках своего виртуально сконструированного фильма «Профессиональные девочки» (Career Girls), сюжет которого разворачивается вокруг жизни двух фанаток The Cure школьного возраста в поздние 80-е. В фильме Career Girls прозвучало шесть песен The Cure, включая 'The Caterpillar,' 'The Lovecats,' 'The Walk' и 'The Upstairs Room.' Фильм вышел в США в конце лета 1997 года и сразу же получил восторженные отзывы кинокритиков. Все лето 1997 The Cure провели в США, где принимали участие в качестве ведущих и основных участников в наиболее известном радиофестивале США The KROQ Weenie Roast в Лос-Анжелесе. Они выступали вместе с такими известными исполнителями, как Oasis, Blur, Foo Fighters и Offspring. Роберт Смит использовал эту предоставившуюся ему возможность для анонсирования выхода сборника синглов Galore. В октябре 1997 года вместе с гитаристом Дэвида Боуи Ривсом Гэйбриелсом (Reeves Gabriels) был записан сингл Wrong Number, выпущенный в поддержку нового сборника синглов Galore, который охватывал период с 1987 по 1996 год и, по мнению критики, был признан наиболее удачным сборником по сравнению с раскритикованным в 1986 году в пух и прах Standing On A Beach.. Одновременно вышла и видео-версия Galore. Посетив несколько рождественских фестивалей, The Cure снова отправились в студию и начали работу над очередным альбомом, релиз которого был намечен первоначально на весну 1999 года. Летом 1998 года группа практически в полном составе посетила чемпионат мира по футболу во Франции, а также по давней традиции отыграла несколько фестивальных концертов. В 1999 году вместо ожидаемого альбома The Cure лишь записали кавер-версию песни Depeche Mode World In My Eyes для tribute-сборника For The Masses, а побочный проект COGASM (COoper,GAbriels,SMith) записал песню A Sign From God для саундтрека к фильму «Оргазм» (Orgazmo). В октябре 1999 года на сайте группы появилась информация, что новый альбом The Cure под названием Bloodflowers появится в продаже 14 февраля 2000 года в Европе и в остальном мире, и 15 февраля 2000 года — в Америке и Японии. По словам Роберта Смита, сведение альбома заняло довольно много времени, поэтому выход альбома и задержался. За это время было записано семнадцать новых песен. В альбом, однако, вошли лишь девять из них. Будем надеяться, что остальные восемь выйдут на синглах. Сам Роберт говорит, что: «Этот альбом — квинтэссенция всех предыдущих альбомов коллектива. Я оглядываюсь на все темы, которые интересовали меня все эти годы, стараясь выкристаллизовать то, что я всегда хотел сказать об этом, и что я чувствую на данном этапе моей жизни. Диск звучит очень жестко, с множеством гитар. Альбом довольно громкий и мрачноватый. Саунд альбома напоминает раннее звучание The Cure. Новая работа выдержана в стиле »Pornography« и »Disintegration«. Слушателю, проникшемуся этими альбомами, понравится и новый релиз.» А вот его высказывания о некоторых песнях, которые были записаны за это время: «Watching Me Fall» — возможно, станет самой значительной и скандальной песней из всего, что мы когда-либо делали. «Side By Side» — унылая мелодия «Just Say Yes» — довольно жизнерадостный номер с неожиданно мрачным поворотом." Общее время звучания альбома составляет 58 минут 9 секунд. Это последний альбом, который группа должна была выпустить в рамках контракта с Elektra/Fiction, а, следовательно, это — повод для Роберта говорить о конце проекта под названием The Cure. Также ходят слухи и о коллекционном издании из трех компакт-дисков, куда войдут все би-сайды группы, редкие и неиздававшиеся ранее песни, однако официально этого никто пока не подтверждал. The Cure will never end...?..